Около 94 процентов детей-сирот сегодня устроены в приемные семьи, а из 47 центров содействия семейному воспитанию (бывших детских домов) в Москве осталось только 13. Об этом написал в своем блоге Сергей Собянин.
«Москва — добрый город. И особенно хорошо это видно на примере роста числа приемных семей, берущих на воспитание детей-сирот. С 2010 года число детишек, проживающих в интернатных учреждениях, сократилось в четыре раза, с 4,3 тысячи до 1,1 тысячи детей, — уточнил Мэр Москвы. — Во многом это результат системной поддержки, которую Правительство Москвы оказывает замещающим семьям».
Размер социальных выплат на каждого ребенка в месяц составляет от 20,8 тысячи до 34,7 тысячи рублей. Сумма зависит от возраста, количества и состояния здоровья приемных детей.
Выплаты регулярно индексируются. Кроме того, замещающие семьи пользуются льготами по оплате услуг ЖКХ, приобретению путевок для детского отдыха и бесплатным проездом в общественном городском транспорте. Для получения материальной, правовой, психологической и педагогической поддержки можно обратиться в один из 22 центров поддержки семьи и детства «Мой семейный центр».
Сергей Собянин отметил, что взять приемного ребенка в семью — серьезный и ответственный шаг, на который решится не каждый. Поэтому город должен помочь совершить его максимально осознанно.
«Именно поэтому обязательным этапом процесса усыновления или оформления опекунства (попечительства) является обучение в школе приемных родителей. Сегодня в Москве работают 44 такие школы — по несколько в каждом округе. Выбрать школу и записаться в нее можно на сайте проекта “Моя новая семья”. Адрес регистрации (прописки) и проживания в данном случае роли не играет», — пояснил Мэр Москвы.
В этих школах взрослых учат, как стать родными людьми детям, которых они решили принять в семью. Здесь они могут получить консультации по медицинским, юридическим, психологическим и другим вопросам и узнать о том, на какую поддержку со стороны города могут рассчитывать.
Чтобы подготовка была максимально эффективной, в этом году введен единый стандарт обучения. В его основе лучшие наработки и практика прошлых лет.
Раньше приемных родителей обучали от 56 до 80 академических часов. Теперь продолжительность курса везде составляет 80 академических часов. Таким образом, каждая школа обеспечивает получение равного объема знаний и навыков.
На занятиях специалисты обсуждают такие важные и сложные темы, как формирование привязанности и работа с психологическими травмами у детей, которые столкнулись с жестоким обращением, горем и утратой. Количество отведенных для этого часов по новой программе увеличилось на 45 процентов.
Во время занятий и тренингов квалифицированные психологи расскажут, как лучше пройти через период адаптации, и помогут подготовиться к трудностям воспитания, с которыми могут столкнуться родители.
Помимо работы в группах, для более глубокой оценки собственных возможностей проводят индивидуальные консультации с психологом, чему теперь посвящено больше времени.
Также в школах помогают определиться с оптимальной формой устройства ребенка — будет ли это усыновление, опека и попечительство или приемная семья.
«Есть дети, уход и забота за которыми требуют особых навыков. Это и дети с инвалидностью и особенностями здоровья, и подростки, а также родные братья и сестры. Чтобы обучить будущих родителей навыкам работы с ними, в школе предложат пройти дополнительные тематические циклы занятий», — написал Сергей Собянин.
Он подчеркнул, что главная задача школ приемных родителей — помочь понять взрослым, готовы ли они принять ребенка в семью, и дать им время взвесить все за и против.
Житейские ситуации и полезные знания
Евгений и Ксения прошли обучение в школе и планируют стать приемными родителями.
Из-за особенностей своего рабочего графика они ходили в разные группы школы приемных родителей при центре содействия семейному воспитанию «Спутник».
«В этом даже что-то есть. Я после тренингов приходила домой и делилась с мужем пережитым опытом, он рассказывал о своих ощущениях в связи с услышанным. А когда он пошел в школу приемных родителей, происходило наоборот. Получилось, что мы как бы два раза прошли школу. Для меня этот опыт бесценен. Занятия очень познавательные, и мне понравилось, как ответственно, но деликатно действуют тренеры. У меня были Татьяна Алиходжина и Алеся Печенина, отсидеться было нельзя, все участвовали на равных, и это очень важно», — поделилась женщина.
Евгений заметил, что прошедшие подготовку в такой школе получают свидетельство вместе с целым комплексом знаний, некоторые из которых очень меняют представление о приемном родительстве.
Другая пара, Олег и Марианна, проходила подготовку в школе приемных родителей при Центре содействия семейному воспитанию имени Ю.В. Никулина.
Марианна рассказала, что потребовалось много времени, чтобы принять решение об усыновлении.
«В январе 2023 года мы с мужем записались в школу приемных родителей. Это был наш первый шаг. Школу мы выбирали, исходя из нескольких критериев: территориального, чтобы заниматься недалеко от дома; временного, чтобы в плотном графике работы можно было найти удобный график занятий, также изучали отзывы о ШПР», — добавила Марианна.
По ее словам, все 16 встреч были очень информативными. В их рамках проводили различные игры, которые позволяли оказаться в разных реальных житейских ситуациях. С помощью таких игр и тренингов слушатели могли побывать в разных ролях — ребенка-сироты, приемных мамы и папы, сотрудников опеки — и посмотреть на мир их глазами.
Кроме того, на занятиях познакомили с юридическими вопросами, рассказали о медицинских и возрастных особенностях детей, об оптимальной адаптации ребенка в семье. «Особенно мы благодарны сотрудникам ШПР за организованную для нас встречу с приемной мамой. Услышать из ее уст, как это на практике, в жизни, для нас, кандидатов, было очень важно. Благодаря курсу ШПР мы с мужем по-другому стали относиться к вопросам усыновления, опекунства, к предполагаемому возрасту ребенка», — заметила женщина.
К тому же занятия помогли справиться с волнением, оценить свои ресурсы и сделать осознанный выбор.