Учитель Трубчевской школы-интерната стала финалисткой Всероссийского конкурса программно-методических разработок

Лето – на закате. Накануне – сентябрь. Скоро отзвенят «первые звонки», и веселая летняя вольница школьников постепенно войдет в привычный учебный ритм. Скажем честно: учеба – дело непростое. И бывает, что, нет-нет, да позавидуют школяры своему учителю: у него-то школа, вуз – за плечами, все знает и умеет. И мало кто из них понимает то, что знает каждый педагог: учитель учится всю жизнь. Несмотря на кажущуюся цикличность педагогической деятельности, на весомый багаж знаний, умений, навыков, накопленный в педагогическом ссузе или вузе, полученный диплом педагога – вовсе не «финиш», а только лишь «старт».

– Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня непрерывность педагогического образования. Появ­ляются новые дисциплины, курсы вне­урочной деятельности. Быть учителем в условиях нашего стремительно меняющегося мира – значит быть в постоянном развитии, поиске новых форм и современных методов обучения, – делится секретами профессии учитель коррекционных дисциплин Трубчевской школы-интерната Наталья Вик­то­ровна РУДАКОВА (на снимке). – Например, ос­ваи­вая новый курс внеурочной деятельности, на который еще и программы-то единой нет, мы как первопроходцы: по крупицам собираем новые актуальные знания, систематизируем их, адаптируем для​ своих учеников. Словом, – учимся сами и обучаем детей.
И это не просто красивые слова, это – реальный путь, по которому идет педагог. Путь достойный и результативный. Подтверждением этому служит недавняя победа Натальи Викторовны​ во Всероссийском конкурсе программно-методических разработок по формированию финансовой грамотности у обучающихся.

В финал этого мас­штаб­ного конкурса, ​ организованного Ассоциацией развития фи­нансовой грамотности, вышли работы, заявленные от 18 педагогов изо всех уголков России в семи номинациях. Программа Н. В. Рудаковой, по компетентному мнению жюри, во­шла в число лучших работ и заслуженно получила первое место в номинации «Програм­мно-мето­дичес­кая разработка по формированию финансовой грамотности, разработанная для проведения занятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». 2 августа На­талья Викторовна побывала в столице на торжественной це­ремонии вручения дипломов финалистам конкурса, где в числе авторов работ, получивших наивысшие оценки жюри, рассказала собравшимся коллегам о своей программе и резу­льтатах ее апробирования.
Наталья Викторовна – педагог со стажем. За ее плечами – Трубчевское педагогическое училище (специальность – учитель начальных классов и ИЗО), несколько лет работы в сельской Любожичской школе (где она преподавала, кроме того, технологию и рисование), обучение в Брянском государственном педагогическом институте имени И. Г. Петровского на факультете «Технология и пред­принима­тель­ство». В 1999 году молодой специалист пришла работать в Трубчевскую школу-интернат на должность учителя технологии и социально-бытовой ориентировки, за­тем – преподавателя коррекционных дисциплин.
– Я очень люблю свою работу, – улыбается она. – И несмотря на то, что дети у нас другие, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), уровень преподавания, методика – другие, отличающиеся от тех, что используют в общеобразовательных школах, я достаточно быстро к этому привыкла. Не мыслю себя в другом месте. Мне здесь комфортно, тепло. Я знаю всех своих учеников, понимаю их. И, безусловно, хочу в рамках своих уроков и курса внеурочной деятельности дать им как можно больше знаний, как можно более полно подготовить к будущей взрослой жизни.
Можно сказать, что На­талья Викторовна обучает своих воспитанников правилам жизни в «большом мире», в который обязательно по окончании обу­чения в уют­ном, но достаточно изо­лиро­ван­ном мир­ке школы-интерната выйдет каждый из них.
А ведь детям с ОВЗ, а тем более инвалидам и детям-сиротам, которые тоже воспитываются в школе, особенно трудно справляться с бытовыми, социальными вопросами.
– У меня социально-бытовая ориентировка, кор­рек­ционный курс, на­прав­лен­ный на адаптацию учеников в социальной и бытовой сферах, – пояс­няет учитель. – И, конечно же, финансовая грамотность – неотъемлемая часть социализации. В шко­ле детям негде на­учиться правильно «обращаться» с деньгами. А си­туация в стране и нашем приграничном районе по­ка, к сожалению, не располагает к поезд­кам, экскурсиям, и даже прогулкам за территорией школы. Я за­мечала, что некоторые де­ти боятся распоряжаться даже са­мой маленькой суммой денег, им страшно подойти к кассе, что-то купить, они не знают цен, не умеют пользоваться карточками. И поэтому, когда в школьную программу включили курс внеурочной деятельности по обучению финансовой грамотности, была рада.
Но оказалось, что вклю­чить-то его в программу включили, но конкретных методик и разработок по новому курсу практически нет. Есть кое-что, но для общеобразовательной школы, не учитывающей особенности школы-ин­тер­ната. И тогда, засучив рукава и вооружившись горой ли­тера­ту­ры, призвав в по­мощь Интернет, Наталья Викторовна приступила к созданию собственной программы, ориентированной на работу с детьми с ОВЗ и ин­­валидностью. Учитель на­шла в Интернете и прошла он­лайн-курсы высшей школы экономики для преподавателей фи­нансовой грамотности, по­лучила удо­­стоверение. Программа, которая, в итоге, по­явилась на свет, рассчитана на работу с детьми в течение 6 лет: с 5 по 11 класс.
От­дельный курс внеурочной деятельности, по словам Н. В. Рудаковой, позволит на­учить ре­бят грамотно распоряжаться своими финансами: зарабатывать, тратить, копить, вкладывать безопасно и выгодно. И ни­когда не остаться без денег, попавшись на уловки мошенников, для которых такие интернатские дети, дети-сироты – легкая добыча.
– Год мы с ребятами занимались по моей программе, – рассказывает Наталья Викторовна. – Я ви­жу небольшие результаты. Конечно, здесь работа идет, скорее, на дальнюю перспективу, как, в об­щем, и все, что делает учи­тель. Дети не всегда понимают, какую важную науку ос­ваивают. Кроме финансовой грамотности, я обучаю их: и мальчиков, и девочек, – жизни: в ка­бинете социально-бытовой ориентировки мы с ними готовим, стираем, учимся наводить порядок, правильно накрывать на стол и прочее-прочее. Этому в семье дети учатся ежедневно, исподволь, не­заметно, нашим детям эти уроки даю я. Мы ведь для них – практически мамы, – грустно улыбается педагог. – Наши дети очень трогательные, всегда спешат обнять, подержать за руку. Бывает, что и капризничают – как же без этого. Тем ценнее получать уже позже, по прошествии нескольких лет, от выросших, вышедших во взрослую жизнь, работающих и даже уже замужних девочек письма с благодарностями. Прочтешь та­кое сообщение: «На­талья Викторовна, спасибо за все!» – и крылья расправляются за спиной.
Кстати, в рамках нац­проекта «Образование» федерального проекта «До­бро­шко­ла» ка­бинет социально-бытовой ориентировки, в котором со сво­ими учениками занимается На­талья Викторовна, а также швейная, столярная и слесарная мас­терские и некоторые кабинеты школы, будут отремонтированы и оснащены всем необходимым оборудованием для полноценных занятий. Ре­монт уже начался. Словно дополнительный по­дарок к диплому за первое место на Всероссийском конкурсе для Н. В. Рудаковой.
«Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей», – сказал поэт. Может быть, это потому, что в России среди учителей очень мало случайных людей. И очень много тех, которые уверены: «учитель» – это не профессия, а призвание. Таких, как Наталья Викторовна Рудакова.

О. АНЦИФЕРОВА.

Фото – из архива Н. Рудаковой.

 

https://zeml-trub.ru/society/2022/08/28/uchitel-trubchevskoj-shkoly-internata-stala-finalistkoj-vserossijskogo-konkursa-programmno-metodicheskih-razrabotok/